Структурировано изложено на викепедиях:
AmigaOS3AmigaOS4MorphOSAROSВкратце, чтобы понять как все развивалось, имеется вот такая схемка:
Т.е. изначально amigaos развилась до OS3.1 на классических амигах с 68к процами, затем, когда начали появляться PPC аксели, те кто получал права на amigaos пытались ее дорабатывать (добавляя кривую поддержку ppc и слегка наводя марафет самой оси, доведя ее до 3.5, и затем до 3.9 версии). Но т.к. денег на разработку нормальных следующих версий не было, и было не ясно под какое железо и что писать - много лет ушло в пустую. Спустя какое-то время, Hyperion контора купила себе права на разработку amigaos, получили официально сорцы amigaos3.1, и стали работать над следующими версиями оси. Переписали много чего, и сделали то, что должно было быть сделано 10 лет назад: Сначала бета 4.0, затем апдейты, затем 4.1, снова апдейты, и сейчас последня - 4.1 update 2. Ось работает на таких компьютерах (c PPC процами оф коз): Sam, A1, Pegasos2 (первые версии amigaos4 также работают на классических амигах с ппц акселями). Это собственно официальный путь развития amigaos (как и видно на картинке). Полную хронологию развития и более развернуто можно почитать по ссылке выше.
С другой стороны, когда появились PPC аксели для классических амиг, и официально amigaos не начинали переписывать чтобы она нормально юзала ppc , а не так как это было сделано через всякие warpup/powerup библиотеки (тормозные и кривые), то некоторые люди решили делать ось, которая будет не-официальным продолжением amigaos3.1, но полностью поддерживать ее API, и работать на PPC ядре, юзать PPC нормально и тд и тп (к тому же многие думали что amigaos как таковая вообще развиваться больше не будет официально). MorphOS также изначально делался под классические амиги с PPC процами , затем ось стала юзать больше железа (тоже PPCшного) и сейчас работает на таких железяках: Pegasos2, Efika, всякие различные вариации макинтошей и классические амиги с ppc процами. MorphOS развивался с нуля и сам по себе, т.е. весь код был написан с нуля и никаких оригинальных сорцов не юзалось. Последняя версия 2.5
В сравнении между MorphOS и AmigaOS сегодня принципиальной разницы большой нет. Обе оси имеют одинаковые проблемы, обе оси имеют одинаковые плюсы. На одной появились такие новые фичи, на другой другие. Одна быстрее в одном, другая в другом. Но, справедливости ради стоит отметить, что MorphOS на аналогичном железе, чуть-чуть, но быстрее amigaos4 по скорости. А скажем 3д драйвера на morphos быстрее в 2 раза чем на amigaos4. Сегодня они обе развиваются , постоянно выходят апдейты и тд. Со стороны пользователя могу сказать, что софта наверно все же побольше для amigaos4. Но некоторый софт (такой как OWB браузер например) на morphos развивается лучше ,и имеет больше фич. В целом , в принципе, одинаково. Хотя лично я предпочитаю amigaos4 для себя.
Ну и в стороне от юзеров долгое время находился AROS. AROS начался с основной идеи - opensource и уйти от проблем с железом (которые всегда были на амиге после банкротства комадора), и написать amigaos на все возможные процы (но X86 конечно был основной, т.к. самый популярный). Были аналогичные попытки и эмуляторы (и сейчас есть), но все они либо эмуляторы, либо умерли не успев показать чтото стоящее. AROS же сегодня в принципе почти уже дает amigaos3.x с новыми фичами , но на x86 (и не только на x86, и на ppc, и на arm, хотя основа это x86). Ранее не было не дров нормальных, не софта, все было криво и как говорится через жопу, но сегодня, в принципе, aros уже вырос до более менее приемлего уровня, и некоторые уже на нем живут. Правда, в сравнении с AmigaOs4 и MorhpOS, AROS более кривой, имеет больше багов, глюков и меньше фич, но развивается. Ну и конечно то что это opensource, и никакого конкретного плана или там организатора нет, то в целом как бы получается такое поделие от которого многого не ждешь. Хотя тоже на нем и mplayer, и owb, и игрухи всякие.
В целом, для примера, когда появляется какая-то хорошая OpenGL игруха с сорцами, и кто-то делает порт ее на любую из 3х осей, автоматически почти что всегда она появляется и на остальных двух осях. Плюс адекватные кодеры сотрудничают друг с другом с разных осей (скажем сейчас я делаю порт векторного паинт-редактора, зовется AmiFig, изначально был для amigaos3, потом стал опенсорс, затем чуваки портанули его на AROS, и я уже с этих сорцов делаю aos4 версию). Т.е. из-за того что все оси поддерживают aos3.x API как базу, все стало довольно просто между друг другом. Иногда конечно появляются лунатики-фанатики которые начинают оо моя Ось самая амиговская в мире ось, а остальные говно , но это классика фанатизма и издержки